Воздействие COVID-19 на бизнес-авиацию — 1

Каковы краткосрочные и долгосрочные последствия пандемии COVID-19 для деловой авиации? Есть ли уроки, которые можно извлечь из кризиса 2008 года, которые могут помочь отрасли пережить текущий кризис? Лидеры и аналитики деловой авиации отвечают на вопросы Молли Макмиллин, главного редактора The Weekly of Business Aviation (Aviation Week).

Как, по вашему мнению, пандемия COVID-19 повлияет на деловую авиацию в ближайшие 6-12 месяцев? 

Ричард Абулафия, вице-президент по анализу Teal Group: В краткосрочной перспективе нашей отраслью управляют два больших фактора. Один из них – цены на энергоносители, и они рухнули. Другой – это корпоративные прибыли и рынки акций, они не выглядят такими уж горячими. Я думаю, что мы будем в лучшей форме, чем коммерческие авиакомпании, которые просто попали в катастрофу. Я думаю, что мы будем более устойчивыми, потому что мы менее зависимы от широкой публики и ее возможностей путешествовать. Но пока цены на энергоносители низкие, а рынки акций остаются в депрессии, мы тоже будем падать. Обычно требуется около трех лет, чтобы выйти из цикла спада. Я не могу придумать причину, по которой это будет хуже. Цены на энергоносители, кажется, будут двухлетней историей, может быть, трехлетней. Рецессия, которая последует за этим? Важно отметить, что на самом деле это еще не началось всерьез, а начнется, когда пройдет не меньше полугода. Цитирую доктора Энтони Фаучи: «Не вы устанавливаете сроки. Вирус устанавливает сроки. (Фаучи является директором Национального института аллергии и инфекционных заболеваний и советником президента Дональда Трампа.)    

Эд Болен, президент и главный исполнительный директор NBAA: Я думаю, что в течение последнего месяца ощущались одни из наиболее значительных воздействий на деловую авиацию, так как штаты по всей стране (в США) установили повсеместные ограничения. Мы также видели, как международные рейсы сокращаются огромным количеством авиакомпаний. Итак, если оглянуться на последние 4-6 недель, я вижу одни из самых значительных ограничений на поездки, как внутренних, так и международных, которые мы когда-либо видели. Это, как и следовало ожидать, привело к очень значительным сокращениям всего: налета, продаж топлива и так далее. Ограничения на поездки были очень значительными, и их влияние стало очень сильным. Очевидно, что идет много разговоров о том, когда ограничения будут ослаблены и что это будет означать. Никто из нас не знает, какие это будут даты и какой будет отскок. В течение следующих 6-12 месяцев мы будем работать над некоторым восстановлением после очень трудного, но, вероятно, необходимого ограничения на поездки.

Пит Банс, президент и генеральный директор Ассоциации производителей авиации общего назначения, GAMA: Наибольшую обеспокоенность у наших компаний-членов вызывает безопасность и здоровье их сотрудников. Эта пандемия вызывает замедление производства и технического обслуживания, и мы начинаем слышать о проблемах в цепочках поставок. Эти краткосрочные проблемы могут быть преодолены, как только вернется чувство нормальной жизни. 

Брант Далфорс, соучредитель JetTransactions: Следующие 6-12 месяцев будут очень непредсказуемыми. Производители столкнутся со значительно более низкими уровнями поставок, чем прогнозировалось на этот год. Меркантильные покупатели будут ждать дно. Вопрос будет в том, сколько нынешних владельцев будет вынуждено сократить или отказаться от самолетов и как быстро это приведет к увеличению запасов на вторичном рынке. Здравый смысл говорит, что сейчас цены упадут как минимум на 10-15% и будут снижаться во второй половине года, поскольку покупатели не будут возвращаться до тех пор, пока у них не будет восстановлен собственный бизнес.   

Брайан Фоули, консультант Brian Foley Associates: Через шесть месяцев оперативная деятельность будет постепенно возвращаться, в основном за счет личных поездок; производство самолетов вернется в оперативный режим, и в значительной степени будут решены проблемы с поставками. Через двенадцать месяцев будет наблюдаться дополнительная летная активность, поскольку некоторые международные направления будут становяться доступными. 

Читайте также  Китайская эра Airbus Helicopters

Тим Обиттс, президент и исполнительный директор Национальной ассоциации воздушного транспорта, NATA: К сожалению, мы наблюдаем, что ряд малых предприятий усердно работают, чтобы получить финансовую помощь, в которой они так отчаянно нуждаются, и испытывают трудности с поиском ответов на важнейшие вопросы в течение всего этого процесса. Чтобы помочь, NATA плотно общается с Казначейством и другими агентствами, чтобы получить и распространить всю важную информацию как среди членов, так и не членов. Мы ожидаем, что в следующем году потребуются дополнительные нормативные положения, чтобы продолжить работу многих наших членов … Наши компании-члены становятся все более креативными в реагировании на чрезвычайную ситуацию в области здравоохранения, разворачивая операции по доставке и даже по производству жизненно важного медицинского оборудования и оказывая крайне необходимые услуги по доставке продуктов питания. В будущем мы увидим дополнительные инновации от этих компаний. 

Шон Вик, председатель правления и главный исполнительный директор Global Jet Capital: Мы уже видим это. Производители значительно сокращают объемы производства. Я думаю, что снижение может составить 40% по сравнению с тем, что было запланировано на 2020 год. Реальность такова, что это приведет к уменьшению количества возможностей для сделок, в которых будет участвовать Global Jet Capital. Мы следим за этой ситуацией. Мы также участвуем в широком спектре вторичного рынка. Интересно, что во времена экономического стресса наименьшее количество сделок на вторичном рынке составляло около 1400 в год. Мы внимательно следим за числами. Мы знаем, что производители предусмотрительно следят за производительностью. Разница между прошлым и будущем заключается в том, что во время Великой рецессии чистый спрос сократился вдвое, но производители продолжали производить. Это привело к переизбытку и снижению цен. Откровенно говоря, с тех пор мы боролись с ценами. Прямо сейчас, вместо просто падения спроса, у нас еще и перерыв со стороны предложения. И это происходит одновременно. Эта среда может существенно отличаться от Великой рецессии. Люди будут проявлять огромную осторожность. В обозримом будущем мы будем находиться в состоянии паузы, то есть два, три, четыре месяца. Мы увидим, как экономика начнет расти. Я хочу использовать слово «всплеск» очень, очень осторожно. Мы сталкиваемся с беспрецедентным уровнем безработицы. Когда экономика вернется, значительная часть этих людей немедленно вернется на работу. Работодателям нужна эта рабочая сила.

Как насчет следующих 2-5 лет? 

Ричард Абулафия, Teal Group: Восстановление цен на энергоносители займет два года, экономический спад может занять больше времени – возможно, три года (до восстановления). Через некоторое время мы снова увидим подъем. Я не вижу причин, по которым мы не можем вернуться туда, где мы были, и, надеюсь, у нас будет некоторый рост. Но это будет больно. Сегмент бизнес-джетов с большими кабинами вообще не пострадал в 2009 году; он просто продолжал развиваться. Но с ценами на энергоносители этот сегмент получит свой первый спад за последние десятилетия. В отличие от него, малые и средние бизнес-джеты так и не восстановились. Как это ни парадоксально, но это может их немного защитить. Думаю, немного больше беспокойства вызывает топ сегмент.   

Эд Болен, NBAA: На долгосрочную перспективу открытый вопрос: что это будет значить для экономики? Мы видим, что авиация, в том числе бизнес-авиация, во многом следует за экономикой. Это касается не только авиации, но и всех видов транспорта. Когда вы видите времена экономического спада, спрос на транспорт падает. Я ожидаю, что экономика США и мировая экономика будут двигаться вперед от этого состояния, и, конечно, к тому моменту мы, вероятно, будем в более восстановительном режиме или уже восстановившись. В долгосрочной перспективе экономика будет сильной. Я думаю, что необходимо продолжать двигаться с большей гибкостью – всё, чем известна бизнес-авиация, например, способностью доставлять людей и продукты туда, куда им нужно и когда им нужно туда добраться – будет оставаться отличительной чертой нашей отрасли.   

Читайте также  Компания Hadid открывает офис в Китае

Пит Банс, GAMA: Пока еще рано прогнозировать какие-либо долгосрочные последствия, но я уверен в устойчивости нашей отрасли. 

Брант Дальфорс, JetTransactions: Если у нас не будет рецидива COVID или других внешних факторов, мы некоторое время будем в рецессии. Упорный труд и время вернут через 2-3 года ВВП на прежний уровень. Я не вижу долгосрочного возврата к значительному снижению спроса, как это было у нас с 2008 по 2018 год, если экономика будет разумно перезапущена в течение следующих 60 дней, и у нас не будет существенного рецидива.   

Брайан Фоули, Brian Foley Associates: Через два года, если вакцина станет доступной, использование бизнес-авиации ускорится, по мере возобновления групповых встреч. Через пять лет бизнес-авиация стабилизируется и будет расти с еще одним мощным аргументом в ее обосновании: способность дистанцироваться от других людей во время путешествий. 

Тим Обиттс, NATA: Авиационный бизнес будет в той же ситуации, что и бесчисленное множество других отраслей, в поиске наиболее безопасного и наиболее целесообразного пути продвижения вперед для своих сотрудников и клиентов после снятия ограничений. NATA и наша команда экспертов и волонтеров всегда будут рядом, чтобы помочь. 

Шон Вик, Global Jet Capital: Я действительно думаю, что нынешняя рецессия будет отличаться от последней, когда потребовалось шесть, семь или восемь лет, чтобы пройти через это. Я думаю, что сейчас это займет 18-24 месяца, и мы вернемся к устойчивому состоянию экономического ВВП. Когда я думаю о финансировании воздушных судов, мы готовимся к тому, чтобы уменьшить количество транзакций и объемов в результате шагов, которые были вынуждены сделать производители. Пока что все клиенты, если только производитель не задерживает поставку самолета, взяли на себя обязательство забрать свои самолеты и ввести их в эксплуатацию. Это крупные компании из списка Fortune 500 и состоятельные частные лица. 

Есть ли уроки, извлеченные из рецессии 2008 года, которые могут помочь отрасли деловой авиации в этот кризис? 

Ричард Абулафиа, Teal Group: Работа с клиентами – это должно быть самым важным. Слушайте и работайте с клиентами, когда им нужно изменить время или когда им нужна какая-либо гибкость в планировании. Будьте рядом с ними. Чем больше вы противостоите этому кризису, тем лучше будут результаты. Оставайтесь преданными проектам. Все мы помним Джека Пелтона (тогдашний генеральный директор Cessna Aircraft, ныне председатель и генеральный директор Experimental Aircraft Association). Компании следовало бы сохранить концепцию с большой кабиной (Citation Columbus) во время рецессии 2008 года. Это было бы гораздо лучше. Конечно, они избавились от Пелтона, потому что он был хорош. Они сделали наоборот. Работайте с клиентами, придерживайтесь разработке продуктов. В прошлый раз это был топовый продукт, который держался лучше, так что это то, что вы хотите иметь в долгосрочной перспективе. Рассматривайте это как возможность показать, насколько вы привержены рынку в плане работы с клиентами и действовать более решительно в продвижении новых продуктов.

Читайте также  Boeing Business Jets на подъеме

Эд Болен, NBAA: Я думаю, что общий посыл спада 2008-2009 годов заключался в том, что наша отрасль продолжала инвестировать в будущее. Я думаю, что это было важно. Итак, вы увидели, что когда произошло восстановление, на рынок пришли новые продукты, и это действительно помогло, когда экономика восстановилась. Идея о том, что в нашей отрасли появились новые продукты и услуги, безусловно, была очень полезной. Это сложно, потому что мы не знаем продолжительности и долговременности воздействия, но реальность такова, что будет будущее, и, вероятно, мы увидим, что люди будут инвестировать в него. 

Пит Банс, GAMA: Кризис 2008 года научил нас быть проворными и отзывчивыми в условиях возможного экономического спада. Вы видите, как компании действуют быстро, чтобы защитить своих сотрудников и принять экономические решения, чтобы они были готовыми возобновить бизнес и начать процесс восстановления, как только мы перейдем на другую сторону этой пандемии.

Брант Дальфорс, JetTransactions: Без сомнения, мы понесли огромный экономический и финансовый ущерб после краха 2008 года. Промышленность производила продукцию с очень высокими темпами, и портфель заказов был долгим и здоровым. В период с 2009 по 2016 год отрасль прогнозировала будущий спрос и строила его в соответствии с этими прогнозами, в то время как экономический возврат был медленнее, чем ожидалось, а внешние факторы (расследования коррупции в Китае, российские санкции и европейское количественное смягчение) еще больше снизили спрос и значительно увеличили предложение. Мы входим в поствирусную эпоху с меньшими запасами и значительно меньшим количеством самолетов на вторичном рынке, особенно современных моделей. 

Брайан Фоули, Brian Foley Associates: К счастью, эти уроки уже действовали до кризиса, такие как разумные темпы производства самолетов, ответственные методы кредитования и препятствование спекулянтам. 

Тим Обиттс, NATA: Экономика была в лучшем положении в этом кризисе здравоохранения, но сейчас слишком много неизвестных, в том числе когда вся цепочка поставок для авиации будет закрыта для полноценной работы и как это будет выглядеть. Главный урок, который мы извлекли из рецессии 2008 года и других сложных времен, заключается в том, что наша отрасль устойчива. 

Шон Вик, Global Jet Capital: Ликвидность – это определяющий фактор. Быстро реагировать на эти неблагоприятные условия, чтобы сохранить ликвидность, управлять своими банковскими отношениями и управлять кредитными рынками. Уроки, извлеченные из той рецессии, которые вы видите сегодня в отрасли, заключались в том, что люди стали исключительно быстро действовать  для сохранения ликвидности. Если у нас будет 3-6 месяцев экономического перерыва, очень многие компании смогут выдержать это и выйти на другую сторону. Мы будем нанимать сотрудников, уволенных или освобожденных, и двигаться в направлении роста. В период рецессии спрос и кредитный рынок были остановлены, но сторона предложения сидела и «напевала», прежде чем кредитный рынок заклинило, что подорвало способность поддерживать то, чем они занимались на этом рынке. На этот раз все в режиме ожидания. Это одна из причин, по которой я думаю, что восстановление будет более быстрым и агрессивным.

WildWeb

Top.Mail.Ru