Доминирующее положение Северной Америке на рынке сохраняется

JetNet LLC представила эксклюзивный отчет о состоянии мирового воздушного флота за 2017 г., из которого следует, что, несмотря на вялость рынка в некоторых регионах мира, число коммерческих деловых воздушных судов (не включая частные) продолжает расти. В соответствии с базой данных компании JetNet, по окончании 2016 года мировой воздушный флот насчитывал 36 674 коммерческих деловых самолетов, что на 992 единицы или на 2,8% больше, чем в конце 2015 года. Скорость роста численности чартерного флота не изменилась по сравнению с 2014 годом, что указывает на трудности, с которыми столкнулись производители коммерческих воздушных судов в некоторых регионах.

США прошли отметку в 20 000

Анализ данных по континентам показывает, что Северная Америка, в особенности США, сохраняют доминирующее положение на рынке. Общая численность коммерческого воздушного флота на этом континенте выросла на 2,9%, с 19 894 единиц в 2015 году до 20 477 единиц в конце 2016 года. 2016 стал первым годом, в котором численность турбинного воздушного флота США преодолела отметку в 20 000, включая 12 782 реактивных и 7 695 турбовинтовых воздушных судов. Таким образом, 55% мирового делового коммерческого флота базируются в США.

Хотя Северная Америка и является зрелым рынком, в последующие годы она будет оставаться локомотивом роста. В следующие 10 лет в этот регион будут направляться 65% всех новых коммерческих воздушных судов, что примерно на 4% больше по сравнению с прошлым годом. Большинство ключевых индикаторов, указывающих на покупку служебных воздушных судов, продолжают указывать в правильном направлении: кредиты на покупку есть в наличии, процентная ставка остается низкой. Реальные показатели ВВП США также растут. В третьем квартале 2016 г. рост достиг 3,5% по сравнению с 1,4% во втором квартале. С окончанием президентской кампании сомнения в курсе администрации США на следующие, как минимум, четыре года, уступили место ясности. В результате уровень уверенности бизнеса пошел вверх, а вместе с ним и корпоративные прибыли.

Германия на взлете, Франция на спуске, Великобритания села

В то же время авиационный флот Европы также немного увеличил свои размеры – на 2,1%, с 3 803 до 3 880 единиц. Российская Федерация пока не восстановила свои позиции активного потребителя коммерческих воздушных судов, ее потери восполняются другими странами. Например, Германия была на удивление активна в 2016 году – ее флот вырос на 52 самолета, с 637 до 689, что составляет рост на 8,1%. Франция, однако, потеряла место в десятке крупнейших воздушных флотов. Даже увеличив флот коммерческих воздушных судов с 410 до 429, страна спустилась с 10 места на 11, уступив место Китаю, приобретшему в 2016 506 воздушных судов и совершившему прыжок на 9-ю позицию, обогнав также Южную Америку.

Референдум «Брексит» в июне 2016 года явно поставил под большой вопрос будущее операторов авиалиний, зарегистрированных в Великобритании. Позволят ли им совершать каботажные рейсы в воздушном пространстве ЕС?  Или им придется перерегистрировать свои воздушные суда и операции на континенте. Через шесть месяцев после референдума этот вопрос все еще остается нерешенным, и скорее всего, не будет решен в ближайшем будущем. Ожидается, что эта неопределенность будет продолжать оказывать влияние на развитие воздушного флота Европы.

Стареющий флот Африки и Ближнего Востока

Большую часть года Ближний Восток и Африка страдали от низких цен на нефть и политических встрясок, которые не давали операторам покупать новые коммерческие воздушные суда. Однако, свет появился в конце тоннеля: ожидается, что цены на нефть пойдут вверх. Более того, воздушный флот региона стареет, и на операторов оказывается давление в отношении замены выработавших ресурс самолетов на новые. По данным годового прогноза развития мировой коммерческой авиации компании Honeywell Aerospace, потенциальные покупатели в этом регионе планируют покупки на следующий пятилетний период ранее, чем первоначально ожидалось: 49% закупок запланировано на период до 2019 года. Все эти факторы ведут к тому, что регион начинает восстанавливаться и возвращаться к своей прежней доле рынка – от 4 до 7 процентов.

С другой стороны, Африке принадлежит сомнительная честь обладателя самого старого воздушного флота в мире. Средний возраст воздушных судов на этом континенте – примерно 20 лет. В результате, чтобы соответствовать требованиям ADS-B, к январю 2020 года операторы вынуждены или модифицировать свои суда, или покупать новые. Если они этого не сделают, после 2020 года они не смогут летать на другие континенты. Даже учитывая небольшой размер африканского рынка, такая обязательная замена старых воздушных судов – хорошая новость для производителей.

Хорошие признаки в Южной Америке, Юго-Восточной Азии и Австралии

В 2016 действующий флот коммерческих воздушных судов Южной Америки составлял 3 361 единицу. По сравнению с уровнем 2015 года это означает снижение на 0,4% или потерю 15 самолетов. Частично это объясняется тем, что региональный экономический тяжеловес, Бразилия, не смогла решить ряд политических и экономических проблем. Однако, несмотря на это, ожидания закупок самолетов в Южную Америку, и в особенности, в Бразилию, остаются оптимистичными. По имеющимся данным, почти 27% латиноамериканского воздушного флота будет заменено или дополнено новыми судами. Кроме того, по прогнозам, латиноамериканские операторы в течение следующих 10 лет закупят 12% всех новых коммерческих реактивных самолетов.

Читайте также  AsBAA призывает развивать инфраструктуру для биотоплива

Впечатляющий рост воздушного флота наблюдался в Азии. С 2015 по 2016 г. Азиатский воздушный флот вырос с 2 506 до 2 695 единиц, или на 7,5%. Локомотивом развития остается Китай, добавивший к своему флоту почти 100 воздушных судов. В исполнение девиза «чем больше, тем лучше», китайцы подняли количеств рейсовых пассажирских самолетов, модифицированных в коммерческие лайнеры, с 42 до 109. Подъем в 2016 году наблюдался также в Австралии и Океании – 16 новых самолетов или увеличение на 2,2%. Воздушный флот региона сегодня насчитывает 718 судов, большинство из которых составляют турбовинтовые суда. Австралия, Африка и Южная Америка остаются регионами, в которых турбовинтовые самолеты преобладают над реактивными.

Чем больше, тем лучше

Для рынка в целом промышленность может поставить 7 380 новых реактивных лайнеров между 2016 и 2025 годом. Общая стоимость этих судов – около 219 млрд. долл. США. Однако в 2017 году ожидается небольшое падение спроса, с возобновлением роста в 2018 г.

Говоря о выручке, JetNet iQ наиболее важным сегментом считает реактивные лайнеры сверхдальнего действия – 45,3% всей выручки между 2016 и 2026 годами. По численности единиц эта категория составляет 20,9%. Напротив, сверхлёгкие самолеты составляют 12,8% всей численности флота, но приносят только1,8% процента выручки. Сегмент крупных реактивных самолетов, вероятно, представляет более сбалансированную картину – он приносит 11,7% выручки и 10,4% общего числа единиц.

Около 17,0% всех новых реактивных воздушных судов в следующие 10 лет будут относиться к крупному среднему сегменту и приносить 14,1% всей выручки. С другой стороны, средний сегмент будет производить 8,5% всех воздушных судов и приносить 4,7% всей выручки.

Учитывая все вышесказанное, неудивительно, что производители концентрируют усилия по разработке продукции в сегменте большой пассажировместимости! Например, компания Textron Aviation, в данный момент разрабатывает новую линейку больших реактивных лайнеров, включающих Cessna Citation Latitude, Citation Longitude самый крупный самолет семейства Citation — Cessna Citation Hemisphere, который, предположительно, выйдет на рынок в 2019 г.

Кажется, что общее правило в данном случае – чем вместительнее воздушное судно, тем больше маржа на единицу.

Производители в цифрах

Посмотреть на данные по мировому воздушному флоту, распределенные по производителям, всегда интересно. И снова на безоговорочном первом месте оказывается компания Cessna, которая теперь входит в группу Textron Aviation. Из более чем 7 000 коммерческих реактивных лайнеров, произведенных Cessna с 1969 года, 6 869 все еще находятся в строю. Никто из других производителей не может даже сравниться с этим показателем.

Производитель передал 7000-й коммерческий реактивный лайнер модели Latitude компании NetJets в июне прошлого года. Чтобы отметить эту веху, компании NetJets и Textron Aviation провели специальную церемонию в штаб-квартире Textron Aviation в г. Вичита, штат Канзас. На церемонии представитель компании NetJets заявил, что благодаря великолепным отзывам владельцев о модели Latitude, компания приняла решение увеличить свой первоначальный объем заказа от 2012 года на 50 единиц, в результате чего общий объем заказа вырос до 200 воздушных судов. «Партнерство компаний Cessna и NetJets продолжается уже более 20 лет, и наш новый сертифицированный коммерческий реактивный лайнер подходит для него как нельзя лучше», — заявил Президент и Генеральный Директор Textron Aviation Скотт Эрнст. «Эффективность и предлагаемые преимущества модели Citation Latitude дает владельцам самолетов NetJets возможность улучшить производительность, предлагая все удобства лайнера большой пассажироподъемности по цене самолета среднего класса. Мы счастливы, что данное воздушное судно стало одним из наиболее быстро продаваемых за всю историю компании».

База воздушного флота компании Bombardier составляет 4 803 коммерческих реактивных воздушных судов, в том числе 2 380 судов марки Learjet. Компания Gulfstream поддерживает действующий флот из 2 555 единиц, из которых большой популярностью пользуется модель G550. До нынешнего дня производитель поставил 534 реактивных лайнера сверхдальнего действия. Компания также поставила 200-й лайнер модели G650 клиенту с Ближнего Востока в октябре 2016 года, всего через пять лет после введения в строй первого самолета G650.

«G650 и G650ER – наши самые популярные модели с портфелем еще невыполненных заявок вплоть до 2018 года», — сказал Вице-Президент Gulfstream по мировым продажам Скотт Нил. «Мы по-прежнему наблюдаем беспрецедентный уровень спроса на наши самолеты благодаря их несравненной дальности, скорости, безопасности и комфорту».

Новые модели G500 и G600 проходят полетные испытания – первый самолет G500 должен войти в строй в четвертом квартале 2017, а G600 EIS годом позже. Таким образом, в портфеле производителя имеется две дополнительных популярных модели.

Действующий флот производства компании Dassault в 2016 г. вырос с 2 118 до 2 187 воздушных судов. Новейшее пополнение семейства Falcon производства Dassault, Falcon 8X сверхдальнего действия, был сертифицирован Федеральным управлением авиации США и Европейским агентством по авиационной безопасности в июне 2016 г., а первая поставка была осуществлена в октябре 2016 г. «Первый Falcon 8X, построенный для клиента с Ближнего Востока, был доставлен ему в ноябре. Доставка Falcon 8X региональному оператору спустя едва месяц после того, как первый самолет этой модели  был пущен в эксплуатацию, много говорит о важной роли Ближнего Востока, в успехе нашей новой флагманской модели», — заявил директор компании Dassault по международным продажам, Ближний Восток, Рено Клоатр.

Читайте также  Global’ный подход

Бразильский производитель Embraer Executive Jets начал деятельность всего лишь чуть более десятилетия назад, но в апреле 2016 года компания поставила свой тысячный коммерческий реактивный самолет. «За поразительно короткий период мы запустили на рынок коммерческой авиации самый современный и надежный самолет в отрасли. Тот факт, что менее чем за десятилетие мы поставили 1 000 коммерческих реактивных лайнеров в более 60 стран мира, свидетельствует о том, что мы прислушиваемся к пожеланиям клиентов и отвечаем на них введением инновационных и разносторонних решений», — заявил бывший Президент и Генеральный директор компании Embraer Executive Jets Марко Тулио Пеллегрини. «С особенным удовольствием мы отмечаем достижение важнейшей вехи в нашем партнерстве с особо важным клиентом, компанией Flexjet, которая почтила нас своим доверием с самого момента нашего появления на рынке коммерческой авиации». Тысячный самолет производства Embraer Executive Jets, модель Legacy 500 среднего класса, стала четвертой моделью, вошедшей в состав флота компании Flexjet, и была включена в твердый заказ на воздушные суда моделей Legacy 500 и Legacy 450. Компания Flexjet предлагает путешественникам услуги самого роскошного флота частных реактивных самолетов в мире. Программа долевой собственности Flexjet включает ряд эксклюзивных коммерческих лайнеров – наименее возрастных в сегменте долевой собственности на воздушные суда – включая бестселлер компании, модель Phenom 300. Производственные мощности Embraer располагаются в Бразилии, Португалии и в г. Мельбурн, штат Флорида, 372 единицы; следующая по популярности модель, базовая Phenom 100, на конец 2016 г. в эксплуатации было 337 единиц.

Новичок рынка — Honda Aircraft — уже оставила свой след, поставив первую единицу HondaJet в декабре 2015 г. С тех пор компания поставила еще 40 единиц клиентам в США, Канаде, Мексике и Германии. Компания Honda Aircraft в данный момент увеличивает производство. По прогнозам JetNet, в течение следующих 10 лет компания может увеличить долю рынка до впечатляющих 5%.

Турбовинтовой сегмент продолжает рост

Рынок турбовинтовых воздушных судов сохраняет темп роста, который в 2016 г составил 2,2% аналогично 2015 г. Мировой флот турбовинтовых самолетов вырос с 14 708 до 15 030 единиц. Семейство Beechcraft King Air производства Textron Aviation по-прежнему является наиболее популярной турбовинтовой линией, около 6,000 действующих единиц, на втором месте по популярности другое семейство турбовинтовых самолетов компании Textron Aviation — Cessna 208 Caravan/Grand Caravan, 2 306 самолетов которого находятся в эксплуатации.

Ввиду принятого решения Европейского союза разрешить коммерческие рейсы одномоторных турбовинтовых самолетов в метеорологических условиях ППП, ожидается, что число единиц в этой категории на континенте возрастет, в то время как Pilatus с их легендарным PC12, оснащенным надежным PWC PT6A, в настоящее время занимают там же привилегированное положение благодаря просторной кабине и вместительному багажному отсеку. Кроме того, основанная на членстве чартерная авиакомпания Wheels Up планирует выйти в этом году на рынок Европы, и поэтому ожидается, что число двухмоторных турбовинтовых самолетов, базирующихся в Европе, также возрастет.

Другие перспективы

Годовой прогноз развития мировой коммерческой авиации компании Honeywell Aerospace, опубликованный в ноябре во время Конференции-выставки по деловой авиации Национальной ассоциации деловой авиации (NBAA-BACE), основывается на многочисленных источниках, включая интервью с 1500 операторами не долевой собственности, производителями и другими экспертами. «По-прежнему наблюдаются прогнозы относительно медленного экономического роста на многих развитых рынках деловой авиации, и хотя в развитых странах, как правило, дела обстоят лучше, обеспокоенность все так же вызывают спрос на сырьевые товары, валютный курс и политическая неопределенность», — говорит президент отдела коммерческой авиации компании Honeywell Брайан Силл — «Эти факторы по-прежнему влияют на краткосрочные закупки, но ответы, полученные в ходе опроса в этом году, свидетельствуют о том, что в среднесрочной перспективе, особенно в период 2018-19 годов, интерес к приобретению новых самолетов повысится».

В то же время, опрошенные операторы отметили скромные планы по увеличению использования воздушных судов в течение следующих 12 месяцев, что в некоторой степени обеспечивает долгожданный импульс ранее слабой активности на вторичном рынке. Отчасти это и является причиной, по которой компания снизила 10-летний прогноз поставки коммерческих воздушных судов до 8600 самолетов стоимостью 255 млрд. долларов США по сравнению с прогнозируемыми в прошлом году 9200 единицами и предполагаемой стоимостью в 270 млрд. долларов США.

В целом, прогнозы Honeywell более оптимистичны, чем прогнозы компании NetJets. По прогнозам Honeywell, в течение следующих 10 лет ожидается на 1220 новых поставок самолетов больше, чем ожидается по прогнозам NetJets.

Компания Embraer Executive Jets также высказывает свое мнение в отношении рынка коммерческих воздушных судов. Согласно последнему прогнозу компании, в период между 2017 и 2026 годами ожидается 8 400 новых поставок коммерческих воздушных судов на сумму 244 млрд. долларов США. По словам вице-президента по продажам на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе компании Embraer, Клаудио Камелье, он не считает, что показатели рынка когда-либо вернутся к уровню показателей 2008 года, в котором за один год было поставлено более 1200 коммерческих воздушных судов.

Читайте также  VistaJet «заговорили» по-китайски

На 2017 год компания Honeywell (а также компания JetNet) прогнозирует более низкие показатели поставок, чем в прошлом году. Одной из причин такой тенденции является переход на новые модели, намеченный на конец 2017 и 2018 гг. ввода в эксплуатацию. Операторы, принимавшие участие в опросе компании Honeywell, заявили, что планируют произвести закупку новых реактивных самолетов в качестве замены или дополнения к имеющемуся составу флота в течение следующих пяти лет в размере, эквивалентном примерно 27% их флотов. Но Honeywell признает, что этот обнадеживающий показатель имеет менее чем устойчивые сроки осуществления.

Еще одним выводом опроса, проведенного компанией Honeywell, является то, что из общего объема планов закупок новых коммерческих воздушных судов 21% закупок планируется провести уже к концу 2017 года, а 18% запланированы на 2018 и 2019 годы соответственно. Honeywell и JetNet, а также другие отраслевые источники, согласны с тем, что операторы продолжают уделять основное внимание сегментам самолетов с большими кабинами, на которые, как ожидается, в ближайшие пять лет будет приходиться более 85% всех расходов на закупку новых коммерческих воздушных судов.

Заключительные мысли

Весьма интересными являются тормозящие закупку факторы, которые мешают операторам заказывать новые коммерческие воздушные суда.

По данным JetNet, 19,5% опрошенных сказали, что имеющийся флот соответствует их потребностям и что им просто не нужны дополнительные самолеты. 14,2% заявили, что закупочная цена или завышенная цена были слишком высоки, а 13,7% ответили, что закупке новых самолетов препятствовала неопределенность в экономике и/или нормативно-правовой сфере. У 12,1% опрошенных наблюдался спад деловой активности и, следовательно, нужды в новых или дополнительных самолетах не имелось; в то время как наблюдавшаяся у 9,3% неспособность продать имеющиеся самолеты положила конец любым мыслям о покупке новых самолетов. Лишь 5,9% респондентов не обнаружили привлекательных предложений о закупке; и лишь 5,0% отметили, что фактором, тормозящим закупку новых самолетов, явилась доступность финансирования или капитала для закупки.

Около 10% современного флота коммерческих воздушных судов выставлено на продажу, что намного ниже, чем 16% в 2009 году. Однако уровни товарных запасов имеют тенденцию к возрастанию, особенно самолетов, которым меньше 10 лет. «Наблюдается существенный избыток производственных мощностей», — говорит Роллан Винсент из компании JetNet. Согласно данным компании Honeywell, в 2016 году общее число последних моделей самолетов, выставленных на перепродажу, значительно возросло, примерно до 675 самолетов, за исключением личных самолетов и бизнес-лайнеров.

Доля последних моделей самолетов из общего объема выставленных на продажу самолетов заметно выросла. Такая ситуация оказывает сильное давление на ценообразование. Факторами, снижающими остаточную стоимость за последние два года, являлись, по данным JetNet, перепроизводство новых самолетов, число поздних моделей подержанных самолетов на рынке, частота предоставления скидок на новые самолеты, стоимость выполнения требований к нормативному обновлению, быстрое изменение технологий и снижение спроса на чартерные услуги и долевую собственность.

Инвентаризация бывших в эксплуатации воздушных судов является одним из основных факторов, влияющих на продажи новых самолетов; и на рынке сейчас наблюдается слишком много недавно выпущенных бывших в эксплуатации самолетов. Пока эти самолеты остаются на рынке, производители будут испытывать трудности с продажей новых самолетов. Но, согласно сведениям компании Honeywell, операторы отвечают, что они планируют увеличить эксплуатационную нагрузку на самолеты в течение следующих 12 месяцев.

В целом, цифры, приведенные в представленном в этом году отчете о состоянии воздушного флота, впечатляют, особенно когда они в рамках хронологических данных. Объем мирового флота коммерческих воздушных судов вырос с 7300 самолетов в 1991 году до более 20 000 в 2016 году. Стоимость ежегодных поставок возросла с 2,6 млрд. долларов США в 1991 году до 18 млрд. долларов США в 2016 году. Представленность различных моделей коммерческих воздушных судов также значительно расширилась. 15 лет назад доступно было лишь 13 различных моделей. Сегодня это число составляет более 30. Такие самолеты стали также более функциональными и комфортабельными. Самый широкий диапазон любого коммерческого воздушного судна вырос с 4500 морских миль в 1991 году до 7500 морских миль на сегодняшний день. И вместе с тем увеличился диаметр кабины. В 1991 году максимальный диаметр кабины составлял 92 дюйма. Сегодня этот показатель составляет 102 дюйма.

Хотя США по-прежнему и на сегодняшний день являются крупнейшим рынком деловой авиации, его доля на рынке несколько снизилась. В 1991 году доля США составляла 72%. На сегодняшний день доля рынка новых поставок составляет 65%.

Нет никаких сомнений в том, что Северная Америка продолжит доминировать на рынке деловой авиации в обозримом будущем, а Европа будет занимать вторую позицию. Если сейчас оператору нужен самолет, лучшего времени для закупки коммерческого воздушного судна не найти. Финансирование самолетов снова доступно по низким процентным ставкам, а сделки по закупке новых или «как новых» коммерческих воздушных судов редко бывали выгоднее, чем сейчас.

Другими словами, есть все основания снова иметь оптимистичный взгляд на ситуацию.